Биография Владимира Лицкевича

01-1.jpg 01.jpg 02.jpg 03 Володя Лицкевич и Ирочка Чернышева..jpg 04 Ира Чернышева и Володя Лицкевич в Калуге на Огороде.1936г.фото Нагорова....jpg 05 В творческом экстазе(на даче у Станковых)1960г..jpg 06.jpg 08.jpg 09.jpg 10.jpg img013.jpg img024.jpg img073.jpg img074.jpg img075.jpg img11832.jpg img11863.jpg img139.jpg img151.jpg img153.jpg img157.jpg img158.jpg Лаура Михайловна. Павел Савинский. Владимир Лицкевич, Ира Лицкевич. 6.12.2007г..jpg Лицкевич В, К. на даче после храма Чистоты..jpg На Даче. Хозяин -Володя. сентябрь 2008г..jpg

Владимир Константинович Лицкевич родился 17 ноября 1926 года в г. Ленинграде. В двух-трех летнем возрасте он заболел полиомиелитом, вследствие чего остался в категории людей «инвалид детства». Была парализована левая нога и с шести лет на протяжении всей жизни он пользовался протезным аппаратом.

Когда ребенку исполнилось 5 лет, его родители разошлись. Вскоре мать – Лидия Павловна (урожденная Савинская) вышла замуж за очень хорошего человека – Чернышева Николая Николаевича врача-терапевта по специальности, с которым была знакома ранее. Родной отец Володи – Константин Николаевич Лицкевич – авиаконструктор по специальности, остался жить в семье Савинских. Спустя какое-то время он женился на сестре Лидии Павловны – Евгении. Подробнее об этом и еще о многом можно узнать из книги воспоминаний самого В.К. Лицкевича «Калужане Чернышевы», написанной им в 2007 году и изданной в Калуге издательством «Фридгельм».

Володя жил с мамой, отчимом и сводной сестренкой – Ирой, дочерью Николая Николаевича от первого брака с Натальей Борисовной Ридман, которая умерла, когда Ирочке было два года. Володя был старше сестры на 1 год и 2 месяца. Вновь созданная семья (она с сыном – из Ленинграда, он с дочерью – из Гомеля) переехала на постоянное жительство в Калугу. Николай Николаевич оформился на работу в железнодорожную поликлинику.

Еще до того, как дети пошли в школу, родители решили, что они должны знать иностранный язык. Поэтому в доме появилась учительница немецкого языка – Гельма Густавовна, а в школьные годы ее сменила Елена Адольфовна.

Учили детей и музыке. Лидия Павловна с 1934 года работала в Калужском драматическом театре, заведовала музыкальной частью. Ею написана музыка для 45 спектаклей. Ее привлекали и к организации самодеятельных концертов, к работе с детскими коллективами.

В середине 30-х годов мать Лидии Павловны – Юлия Ивановна – прислала в подарок из Ленинграда свое пианино. В доме уже был один музыкальный инструмент – скрипка. Скрипка принадлежала отцу Николая Николаевича. Он был сельским священником, хорошо пел и играл на скрипке, писал маслом картины. Скрипка была семейной реликвией и по наследству перешла сыну. Николай Николаевич в юные годы учился игре на скрипке и, будучи в Калуге, иногда музицировал.

Получив пианино, Лидия Павловна стала брать уроки пения у бывшей оперной певицы, а дети заниматься музыкой. Началось знакомство с миром искусства.

В 1934 году Володя с Ирой пошли в школу. Учились они в одном классе. Добрая, счастливая жизнь в Калуге длилась с 1932 по 1941. Началась Великая Отечественная война…

В первых числах октября 1941 года госпиталь, где Николай Николаевич работал главным врачом, был эвакуирован во Фрунзе (Киргизия). Семья уезжала в полном составе, но через полчаса пути эшелон остановился. Бомбили железную дорогу. Была паника, были потери, страх, непонимание… Когда бомбежка закончилась, Лидия Павловна сказала мужу, что она с детьми остаются! Николай Николаевич не мог повлиять на нее и не мог нарушить приказ. С дрожащими губами, со слезами на глазах, бледный и потрясенный он стоял на подножке уходящего состава и махал рукой, стоящим на платформе, своим самым дорогим людям…, а они пустились пешком в долгий и тяжелый обратный путь.

Через неделю в Калугу вошли немецкие войска. С 14-го октября по 30 декабря 1941 года (два с половиной месяца) Калуги и Калужане были в оккупации. Ситуация усугубилась еще и тем, что во дворе их дома был колодец, которым пользовалась вся округа, в том числе и немцы. Водопроводные сети были разрушены. Много страшного пришлось увидеть и пережить Володе с сестрой и мамой, - расстрел «каждого десятого» на своей улице, пожар соседнего дома, где сгорели 5 человек и среди них дети. На улицах оставались не убранные трупы. Было голодно – Володя с товарищем ходили на бойню, там можно было добыть коровьи желудки и кишки; женщины научились готовить из них «еду».

В завершении всех бед немцы, уходя, сожгли Калужский драматический театр. Над тлеющими углями рыдала мама, плакала Ира.

Все это время от отца не было вестей, но мать твердила, что он жив. И вот, в марте 1942 года пришло письмо из Фрунзе, в котором он сообщает, что жив и хлопочет о пропуске для выезда семьи к нему в Киргизию.

Оформление документов в самой Калуге оказалось долгим и болезненным. Пострадала Лидия Павловна из-за всякого рода допросов и необоснованных обвинений, потому только, что они жили в оккупации. К счастью, приехал отец, все быстро организовал и вчетвером Чернышевы (включая одного Лицкевича) выехали из Калуги и добрались до Фрунзе.

На смену оккупации пришла эвакуация. Седьмой класс Ира и Володя проучились вместе, а потом их разделили – Володя в мужской школе, Ира – в женской. Там в 1945 году они оба закончили десятый класс. В то же время семья возвращается в Калугу.

С 1946 года начинается новый этап жизни. Ребята переезжают жить в Москву, ютятся у родственников. Володя еще пожил и в общежитии.

После некоторых мытарств Ирина выбрала свой жизненный путь. Окончив Московский Педагогический Институт, она стала преподавателем немецкого языка в спецшколе на Таганке, где проработала до конца жизни (31 июля 1998 года).

Володин путь был более извилист. Он хотел быть художником. В этом стремлении его поддерживала мама. Откуда бы он ни возвращался, она обязательно спрашивала: «… А ты рисовал?». Однако, Володя почувствовал, что этого направления он не потянет… и решил поступить в Архитектурный Институт. Экзамен по рисунку с его слов «благополучно провалил». Потерял год, но упорно ходил на занятия в подготовительное отделение института.

Как раз в этот период, идя на занятия, Володя встречает на Кузнецком мосту, рядом с МАРХИ (Московским Архитектурным Институтом) Мишу Курилко, с которым познакомился во Фрунзе (смотри книгу «Калужане Чернышевы»). Миша знакомит Володю со своим отцом – Курилко Михаилом Ивановичем, известным художником. За несколько занятий Курилко старший подготовил Володю к экзаменам по рисунку и на следующий год он поступил в институт.

Получив диплом архитектора, теперь уже – Владимир Константинович с женой однокурсницей Наталией Ивановной (в девичестве Рябова) получает направление на работу в Свердловский «Горпроект». Здесь они проработали три года.

Успешно завершив проектирование и частично строительство ряда жилых домов, а также больничного корпуса, творчески разработав эскизы плотины, возводимой в центре города, они возвращаются в Москву.

В.К. Лицкевич поступает в очную аспирантуру при Академии Архитектуры СССР. В конце учебы по совместительству он начинает работать в НИИ Жилища при Академии. Институт меняет название, расширяется, выполняет функции головного, руководит пятью начальными институтами (СибЗНИИЭП, ЛенЗНИИЭП, ТбилЗНИИЭП и ТашЗНИИЭП). Владимир Константинович растет вместе с институтом. В 1962 году он защищает кандидатскую диссертацию, в 1989 году – докторскую. Руководит сначала сектором «Нормирования и методологии проектирования», а затем сектором «Районирования и гигиены жилища». В 1992 году ему присвоили звание Профессора.

В научном отделении ЦНИИЭП жилища Владимир Константинович проработал более 50 лет и являлся одним из старейших и заслуженных сотрудников института. Он был одним из отцов-основателей новой науки, получившей название – «Климатическая типология жилища», задача которой состоит в достижении максимального микроклиматического эффекта и улучшении архитектуры жилища путем применения архитектурных форм, обоснованных различными климатическими условиями.

На основе изучения проблемы и проведенной автором классификации условий им было разработано «Климатическое районирование территории СССР». Результаты исследований научного отделения, полученные при участии, а затем и под руководством В.К. Лицкевича, легли в основу строительных норм и правил (СНиП), тех самых, с которых начинается проектирование любого объекта на всей территории страны.

В конце 1993 года по распоряжению Правительства Институт ЦНИИЭП жилища был преобразован в Акционерное Общество.

1 декабря 1994 года, в возрасте 68 лет, В.К. Лицкевич уволился с работы по собственному желанию (в то время было поветрие – «Достиг пенсионного возраста? До свидания!»). Однако, ему дали отдохнуть всего два месяца. Лично директор звонил и очень убедительно просил вернуться в родной его институт. Не устоял Владимир Константинович перед соблазном. Зачислили его на постоянную работу в должности Ученого секретаря Докторского ученого совета Института с 1 февраля 1995 года. В этой должности он доработал до последнего дня своей жизни – 29 мая 2011 года. 28 мая 2011 он еще консультировал аспиранта. Любимой Архитектурной науке отдана вся его трудовая деятельность.

По тематике научных исследований В.К. Лицкевичем опубликовано свыше 80 книг, брошюр, нормативных документов, статей, обзоров. Под руководством В.К. Лицкевича работали и успешно защитились 19 аспирантов и соискателей ученой степени кандидата Архитектуры. Он был консультантом трех, также успешно защитившихся докторантов.

Однако, не хлебом единым был жив человек. Было у него два увлечения: Первое – любовь к пению и музыке, второе – рисование и живопись.

Пение, видимо, связано с занятиями мамы. Так или иначе, с детства он любил петь советские патриотические песни, следил за успехами мамы, а у нее был очень проникновенный голос. Позднее в институте, Владимир занимался в кружке и выступал в концертах самодеятельности.

Работая в ЦНИИЭП жилища, он долгие годы ходил на занятия к частной преподавательнице. У нее же, в одно время с Владимиром, училась пению известная певица, солистка Большего Театра Ирина Архипова, которая как и Владимир, окончила Московский Архитектурный Институт.

Увлечение пением и желание совершенствоваться в этом направлении продолжались. Помнится дуэт Онегина и Ленского в исполнении Владимира Лицкевича (баритон) и Дмитрия Тонского (тенор). Д.Г. Тонский – сотрудник ЦНИИЭП жилища, экономист, доктор экономических наук, а главное – добрый и верный друг.

Музыка… И опять мама, которая привила любовь к этому искусству. С ранних лет Володя замирал, слушая музыку. В зрелые годы он – частый гость Консерватории. Вот он сидит в зале, прикрыв глаза и весь поглощён звуками, переживает то, что хотел сказать композитор, в может вкладывает что-то свое, полностью отключившись от окружающей реальности.

Много лет назад Владимир Константинович присутствовал на первом профессиональном фортепьянном концерте Дениса Мащуева в Большом зале Консерватории. Он откровенно плакал, не вытирая слез, а они все текли и текли…

Если он приходил куда-нибудь, где было пианино, то обязательно садился за него и тихонько наигрывал что-то мелодичное, трогающее чувства. Дома тоже любил, как бы уединиться и музицировать, подбирая свои мелодии.

И все-таки любимым детищем его была живопись (особенно акварель) и графические рисунки. Конечно, и тут не обошлось без мамы. Лидия Павловна была творческой личностью во многих направлениях. В детские годы Иринки и Володи она делала с ними елочные игрушки, строила макеты: «Ледокол «Серов» во льдах», «Домик в Шу…нсом». Лепила из пластилина личико, делала папье-маше, обтягивала чулком, раскрашивала и готова головка. Иногда она рисовала, например, «Портрет внука – Андрея Лицкевича» (сына Владимира Константиновича). Надо сказать, что сходство с натурой было большое. Замеченные ею черточки, свойственные характеру изображенного ребенка, сохранились и до сегодняшнего дня, когда «ребенку» уже за 60 лет.

Детских рисунков Володи не сохранилось. Эскизы периода пребывания во Фрунзе скорее можно назвать сюрреалистическими. Серьезные же работы начались со знакомства с М.И. Курилко. Это была, хоть и короткая, но хорошая школа. Он почувствовал, что может. Потом были кафедры «Рисунка» и «Живописи» в Архитектурном институте, затем различные секции и кружки. Но главное – это любовь к изобразительному искусству, постоянное стремление писать и рисовать, где только и как только возможно.

Служебная деятельность Владимира Константиновича была связана с постоянными командировками в разные уголки страны, а то и за рубеж. И где бы он ни был, он обязательно привозил с собой зарисовки, наброски, этюды, эскизы. Часть из них носила законченный характер, а некоторые лишь были началом. Потом зарисовка превращалась в большую картину. То могло быть и масло, и акварель, и карандаш, и пастель.

Отпускные дни также пестрили многообразием – это Крым и Кавказ, Прибалтика и Дальний Восток, Украина и Молдавия, Сибирь и Средняя Азия. И отовсюду он приезжал с новыми задумками и сюжетами.

Собираясь в любую поездку, первым делом он складывал бумагу, кисти, карандаши, акварель, а в отпуск и масляные краски.

Формат картин был самый разный. Наибольшая из картин имеет одну из сторон 70 см. В некоторых картинах это высота, в других – ширина.

Прежде, чем говорить наименьшем размере, хотелось бы отметить интересную деталь. Когда Владимир был студентом и жил в общежитии, в одной комнате с ним жил весьма необычный человек. Он боялся, что кто-то может, мягко говоря, «присвоить» его идею. В программе обучения студентам предлагалась тема, например, проект театра или кинотеатра, или еще какого-нибудь локального объекта. Чтобы избежать опасности этот студент делал проект на спичечном коробке. Володя был потрясен этим. Само по себе это дико, но еще удивительнее, что этот странный человек в деталях разрабатывал проект и не плохой, очень даже хороший и грамотный. Его оценки были, как правило «отл.», т.е. «отлично».

Володя часто вспоминал этот феномен, который, видимо, и отразился на его творчестве. Он стал писать миниатюры. Не для того, чтобы скрыть их от зрителя, а для того, чтобы убедиться, что в любом масштабе можно добиться результата и показать даже необходимые детали.

В домашнем архиве сохранились некоторые из них. Самая маленькая акварель имеет размер 3см на 2,5 см.

Владимир Константинович был прекрасным педагогом и методистом, как в архитектурной науке, так и в рисунке и живописи. При этом сам он беспрестанно совершенствовал свои знания, изучал теоретические труды художников, анализировал их картины, прислушивался к советам, читал книги по искусству и рисовал, рисовал, рисовал…

Работы В.К. Лицкевича неоднократно выставлялись на персональных выставках:

  • Апрель 1990г. – «Тимирязевский» выставочный зал (Москва)
  • 8-15 ноября 1996г. – Частная Галерея «Багира» (Москва)
  • 4-13 декабря 1996г – Белая гостиная Центрального Дома Архитекторов (Москва)
  • 24 января – 7 февраля 1998г – Дом Ученых (Санкт-Петербург)
  • 7-13 февраля 2003г – Центральный Дом Архитекторов, большое фойе Конференц-зала (Москва)
  • Посмертно были организованы две выставки работ В.К. Лицкевича
  • 13-29 января 2012г – Выставочный зал «Тушино» (Москва)
  • 6-12 февраля 2012г – «Все остается людям» Дом Архитектора (Москва)

Владимир Константинович был членом трех творческих союзов:

  • Союз Московских Архитекторов (в составе Союза Архитекторов России)
  • Творческий Союз Художников России
  • Международная Федерация Художников, секция: графика и живопись.

Указанная выше секция систематически выставляла работы членов секции. От каждого участника выставки подбирали от одной до восьми - десяти картин по объявленной теме. Выставки организовывались на разных площадках. В.К. Лицкевич принимал участие в пяти таких выставках.

Его живописные работы выставлялись в залах: «Выхино», «Чертаново», «На Каширке», в реабилитационном зале им. А.Н. Островского, в ЦНИИЭП жилища.

Владимир Константинович был также участником Московских городских выставок:

  • «Храмы России» 1998г
  • «Техника акварели» 1998г
  • Пятая юбилейная «Акваживопись» 1999г

Многие работы В.К. Лицкевича находятся в частных коллекциях, в том числе – в Польше, Норвегии, Великобритании (одна его работа даже подарена через официальные, общественные каналы Английской королеве Елизавете II), США, Судане, Испании, Иране, Египте и странах СНГ. Девять авторских картин подарены им Московскому детскому дому №19.

Некоторые работы были выполнены на заказ, но эта практика его не привлекала.

Говоря о личных качествах Владимира Константиновича, следует отметить, что это был интеллигентный, эрудированный, чуткий и скромный человек.